|
Балашов Михаил Михайлович (1937 г.р.). Окончил среднюю школу №1 г. Вологды. Поступил в МФТИ и окончил радиофизический факультет (ныне факультет общей и прикладной физики) в 1963 году. В качестве члена жюри участвовал в организации и проведении Всесоюзных физико-математических олимпиад для школьников. После работы в смене победителей олимпиады во всероссийском пионерском лагере «Орленок» целиком посвятил себя педагогической деятельности в качестве учителя физики средней школы. Педагогический стаж - 30 лет. В Издательстве «Просвещение» вышли несколько популярных книг и учебников для средней школы.Участвовал в создании курса физики телешколы в качестве главного методиста по физике и автора сценариев курса 10-11 классов. На основе накопленного богатого опыта разработал принципиально новый курс физики для средней школы, который и предлагаю вашему вниманию.
|
|
||
Проект курса физики общеобразовательной школы автор — БАЛАШОВ М.М. (РФ, Москва) 1. Вступление (идеи и их краткое обоснование) Проблема содержания курса естественных наук и, в частности — физики, была актуальной всегда, а сегодня — особенно. Это связано со снижением интереса учащихся к предмету, а у нас, в России, еще и с появлением в последние годы новых возможностей приложения учащимися своих творческих сил. "Романтический" период всплеска интереса к физике в 60-х годах давно миновал, молодежь все больше проявляет интерес к деятельности, связанной с изучением особенностей человека и его места в мире, с обществоведением и экономикой. В переключении интереса учащихся в другие сферы не было бы ничего страшного, если бы не одно обстоятельство, а именно: физика — это не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но — и это главное! — это специфический взгляд на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Мышление современного человека с его удручающими общечеловеческими проблемами, лишенное грани научноестественного познания, нельзя считать полноценным. Речь идет не об избранных детях, получивших интерес к науке от Бога, а об освоении научного метода познания в разумной мере всеми. Причины объяснять излишне. История школы показывает, что определение содержания курса физики в соответствии с изменением общественного интереса проводится простейшим способом: что-то убрать, что-то добавить. Как правило, что именно исключить или добавить, решают поспешно и не слишком компетентно. Например, реформу 60-х годов проводил академик Исаак Константинович Кикоин, выдающийся советский физик, но... слабо знакомый со школой и учащимися. В результате реформа провалилась из-за пересыщенности содержания. Обилие материала и глубина его описания вовсе не нужны были всем учащимся. В формулах совершенно утонуло то, что действительно составляет часть общего образования человека — содержание и смысл научного мировоззрения. Запаниковавшие чиновники от образования начали безжалостно обдирать высоконаучный курс ("качнули маятник" в другую сторону), и в итоге превратили его Бог знает во что: набор случайно подобранных фактов, которые можно вызубрить, но трудно понять. Сейчас во многих учебных заведениях и вовсе пытаются отказаться от преподавания физики, заменяя ее на предметы сомнительного содержания по велению очередной моды.
|
||
|