1 ] [ 2 ] 3 ] 4 ] 5 ]

 

2. Возможны "новые-старые" подходы

Вместе с тем в решении проблемы содержания естественнонаучного образования возможны и другие подходы, более глубокие и, соответственно, более трудные в реализации. Основой таких подходов, о которых и пойдет речь дальше, являются следующие положения:

1) прежде всего нужно, наконец, ясно и четко сформулировать, чего мы хотим достичь, вводя в учебный план курс физики или другой науки;

обычно цель обучения обозначают как передачу учащимся некоторой "суммы знаний"; на мой взгляд это не совсем верно; "сумма знаний" — это лишь фон, позволяющий решать более куда как более важную задачу; главное — развитие мышления, пробуждение и закрепление интереса к предмету, формирование научного мировоззрения; главное на первом этапе обучения — заинтересовать; если эта задача решена, то в старший специализированный класс придет человек с совершенно иной мотивацией (положительной мотивацией!) и там его можно "пичкать на полную катушку", обучать основам предмета на самом высоком уровне;

2) более полный учет возрастных особенностей учащихся и их познавательного интереса, ориентация содержания на этот интерес; вряд ли можно надеяться на то, что интерес большинства учащихся можно пробудить содержанием собственно физики, в которой идет речь о довольно скучных явлениях (биология в этом отношении намного интереснее);

но интерес можно пробуждать и другими способами; прежде всего это — личность педагога и его профессиональное мастерство (наличие настоящего учителя решает всю проблему разом!); интересен (независимо от содержания) акт открытия; большие возможности открывают способы передачи знаний, самым эффективным из которых является игра и достижение в ней успеха; словом, ученика можно "обмануть" подобно тому, как Энди Таккер обманул просвещенного фермера; действующие учебники совершенно игнорируют стимулирование детского познавательного интереса, целиком переложив эту работу на плечи учителя;

3) освоение языка науки как составной части физического образования; нельзя заставить говорить, например, по-китайски, не обучив китайской азбуке и грамоте;

4) раскрытие содержания и, если хотите, романтики научного поиска; показывать не только готовые результаты, но и то, как, кем и какими усилиями они были получены; все, что возможно, учащиеся должны получить сами;

5) соответствие обучения истории развития науки; ученик в процессе обучения как бы проходит путь, пройденный самой наукой за многие столетия; " не знаешь, как излагать, делай, как это было в истории";

6) внедрение многоуровневого обучения в старших классах; учебник должен содержать максимум материала по каждому вопросу, но материал разделен на уровни основной (обязательный) и дополнительные (изучаются по доброй воле ученика); деление на уровни производится внутри каждого вопроса (параграфа) — это важно; уровни выделяются, например, шрифтом или цветом; в предисловии строго декларируется право ученика ограничиться основным (общеобразовательным) уровнем, и это не влияет на оценку его знаний; основной уровень — не упрощенный "под дурачка" материал, он содержит изложение всех основных идей физики; деление на уровни происходит по степени сложности математического описания явлений — от арифметики до элементов анализа (в старших классах); основной уровень содержит руководящие идеи (поэтому он не обеднен в смысловом отношении и является развивающим) и их описание на уровне арифметики; на следующих уровнях те же идеи обрабатываются на уровне алгебры и элементов анализа, более разумного принципа мне придумать не удалось; ученик имеет право переходить с одного уровня на другой, если какой-то вопрос его особенно интересует или он испытывает трудности обучения на более сложном уровне; основной уровень (госминимум) изучается на основных уроках, более сложные — факультативно или индивидуально (на талантливого ученика учитель не пожалеет два-три часа в неделю);

7) оформление учебников в более полном соответствии с особенностями детского восприятия материала; это касается прежде всего языка (живой, почти разговорный язык общения);

стоит учесть, что образная компонента мышления у детей преобладает над логической (мышление понятиями); хорошо выполненный рисунок, несущий руководящую идею, заменит ученику страницу текста; поэтому нужно озаботиться созданием так называемого зрительного ряда наряду с текстовым; любая мысль должна быть отражена ярким, выразительным рисунком; разумеется, художник (не физик) вряд ли придумает смысловой зрительный ряд: это должен быть либо физик во-первых и художник по совместительству (таких немало!), либо физик дает идею, а художник ее обрабатывает изобразительно; гармоничное сочетание текста и смысловых рисунков значительно облегчит восприятие и понимание;

наконец, здесь же стоит сказать о размещении материала и упражнений; каждая мысль должна быть закреплена решением трех-четырех не слишком сложных упражнений; эти упражнения не должны быть осложнены знанием предыдущего материала или еще чем-либо, не имеющим отношения к изученной идее; более сложные упражнения помещаются дальше и к ним непременно даются соответствующие пояснения; вообще, надо широко внедрить в контроль знаний систему подсказок, намеков, указаний, направляющих мысль, ведь нормальному ученику трудно не только придумать что-то новое, но и просто повторить готовую мысль; надо помогать всеми средствами, обеспечивая очень постепенный переход к самостоятельному творчеству.

Таковы основные принципы построения нового курса физики для средней общеобразовательной школы, короткое описание которого предлагается вашему вниманию. Детали прояснятся в процессе реализации. Разумеется, можно много "наобещать", но на деле все это окажется не более чем — благие намерения. Но заметьте, почти все вышеперечисленные основы курса (за исключением зрительного ряда и языка) имеют, так сказать, технический характер и не требуют высокого творчества. Многие из перечисленных идей я "обкатал" в школе в течение 30 лет, пытаясь осуществить неосуществимое: помочь ученикам освоить предлагаемый курс физики с наименьшими потерями для каждого из них. Оптимальным методом оказалась не опора на учебник, а создание на каждом уроке специального конспекта (его структура — предмет отдельного разговора, а смысл — облегчить восприятие и запоминание). Тогда и родились многие идеи, положенные в основу нового курса.

 

  1 ] [ 2 ] 3 ] 4 ] 5 ]
Используются технологии uCoz