|
3. Структура курса Структура представлена в соответствии с современной структурой российской школы. 5 Класс. Задача курса этого класса — рассказать кое-что о науке и в неявной (пока!) форме продемонстрировать особенности физического исследования хорошо знакомого явления. Учитывая склонность детей данного возраста к деятельности, нужно было выбрать для изучения не только хорошо знакомое явление, но и такое, чтобы весь курс (каждый урок) мог быть насыщен разнообразной деятельностью, представленной в увлекательной форме. В качестве такой темы я выбрал звук. Это явление дает возможность познакомить учеников с широким кругом явлений природы: звуки природы и их действие на человека, общение людей и животных, музыка и музыкальные инструменты, акустика помещений, многое другое. Раскрывается волновая природа звука. Изучаются особенности волнового движения, включая дифракцию и интерференцию. Учебник содержит два раздела: "Что такое наука и физика" и "Звук". Книга пока в работе, но вряд ли следует ожидать радикальных изменений программы. Учебник нужно сопроводить записями на магнитной пленке (кассетой), содержащей звуки, которые невозможно воспроизвести в классе " живьем". 6 Класс. Программа имеет те же цели: неявное знакомство с физическим методом познания. Предметом изучения является свет. Раскрывается его волновая природа (в общих чертах, без глубокого теоретизирования). Оптика красива, школьная лаборатория хорошо оснащена соответствующими приборами. Оптический эксперимент легок в постановке на каждой парте. Замечу, звук и свет были предметом интереса еще античных физиков. Именно на этом материале начал формироваться научный метод и проводились исследования физического характера, исключающие характерное для античности мифологизирование. 7 класс. Программа представляет собой набор явлений разного характера, но объединенных общей идеей: измерение физических величин. Измерения — не только богатейший материал для постоянной работы руками и головой, но и основа языка физики. Ученики непременно должны знать, как наш замечательный мир в физике превращается в набор цифр и формул. Они должны сами проделать такое превращение, проводя совместные измерения, улавливая связи физических величин и получая простые феноменологические (частные, описательные) закономерности типа правила рычага, закона Архимеда и т.п. Таким образом, основная идея курса 7 класса — знакомство с уникальным языком физики. 8 класс. Курс построен по схеме: механические, тепловые и электромагнитные свойства твердых, жидких и газообразных тел. По существу, этот курс — феноменологическая классическая физика, на основе которой исторически позже были сделаны грандиозные обобщения, открыты фундаментальные законы природы. Но к восприятию фундаментальных законов учащихся нужно подвести, подготовить. Вторая задача этого курса — открытие микромира. Именно — открытие, а не просто сообщение о его существовании в течение трех уроков, как это сделано в действующей программе. Жаль идею такого масштаба (возможно, самую великую естественнонаучную идею, которая когда-либо посетила человечью голову) сообщать детям механически, в готовом виде. Совершенно необходимо, чтобы она поразила воображение, только при этом условии она оживет. Феноменология — благодатный материал для создания умозрительной картины микромира. По мере изучения различных свойств тел и явлений к гипотезе, выдвинутой в начале книги, добавляются новые штрихи, детали. В конечной главе курса весь накопленный материал обобщается. 9 Класс. Изучение предыдущего материала вполне подготовило учащихся к восприятию фундаментальных обобщений — основных законов природы (классическая физика). Именно это и содержит курс 9 класса — основные (фундаментальные) законы природы. Это законы механики, термодинамики и электродинамики. Подчеркиваются связи и противоречия, на основе которых возникла современная физика. Исследуется место науки в современном мире в сравнении с другими способами познания мира и человека. Такова вкратце структура нового курса. На мой взгляд, она позволит создать в сознании учащихся более цельную и осознанную картину науки. Основной уровень курса содержит сведения, полезные для развития учащихся с любыми интересами и склонностями. Не отягощенный математикой, этот уровень имеет большое развивающее значение. Учащиеся, желающие глубже проникнуть в тайны науки, тоже не обделены. Курс содержит необходимый для этого материал. 10 и 11 классы в российской школе предполагается сделать специализированными. Для спецшкол хорошей литературы хватает, поэтому я ограничился только общеобразовательной девятилетней школой. Главная задача в этой школе — заинтересовать, чтобы наш предмет выбрали для углубленного изучения в старшей школе. 4. Дополнительные издания Любой курс физики должен быть обеспечен некоторой поддержкой в виде методики (для учителя), задачника, экспериментального оборудования и т.д. В задачнике для данного курса острой необходимости нет. В каждом параграфе содержится множество задач и упражнений разного уровня (30-40, иногда — больше). Методическое пособие для учителя совершенно необходимо по двум причинам: курс радикально новый по содержанию и структуре, все идеи, заложенные в него, нужно пояснять и глубоко обосновывать; автор предполагает новый стиль работы с курсом в классе, исключающий любую авторитарность и принуждение, огромная роль отводится самостоятельному творчеству ученика, учитель помогает ученику организовать самостоятельную работу. И об этом необходимо подробно говорить с учителями, большинство из которых пока вовсю используют методы бурсы: так проще. Хотелось бы насытить курс развивающими играми. Игра — самый любимый учениками (и старшими — тоже) и эффективный способ передачи знаний. Однако придумать развивающую игру — дело не простое. Есть идея собрать игры, придуманные учителями, и издать их отдельным пособием (для учителя).
|
||||
|